Современные интерактивные технологии в образовании

2 апреля 2022г. на кафедре «Информационные технологии и информационная безопасность» в дистанционном формате состоялся научный семинар на тему «Современные интерактивные технологии в образовании», докладчиком выступил преподаватель кафедры «Информационные технологии информационная безопасность» Ахмедова Залина Абдулаевна.

На современном этапе развития общества вопросы, связанные с применением информационных технологий в учебном процессе, являются одними из перспективных путей активизации личностной позиции участников образовательного процесса.

Интерактивные технологии обучения — это организация учебного процесса, в которой участники обязательно взаимодействуют друг с другом в коллективном, взаимодополняемом процессе познания.

В ФГОС ВПО, в частности, заявлено: «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий … с целью формирования и развития профессиональных навыков, обучающихся».

Роль интерактивных технологий в образовательном процессе вуза заключается в развитии у студентов умений работать сообща, например, в учебных мини-проектах, во временных командах, малых группах и стремиться к качественным результатам.

Интерактивные технологии позволяют студентам обогатить свой опыт и добыть через учебную деятельность те компетенции социального взаимодействия, которые затем могут оказаться необходимыми в их будущей профессиональной и социальной жизни [1]. Основной целью интерактивных образовательных технологий является активизация коллективной деятельности всех участников образовательного процесса.

Выделяют следующие общие результаты и эффекты интерактивного обучения:

1. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного («здесь и теперь») использования знаний. Если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.

 2. Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям, процесс обучения становится более осмысленным.

3. Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам.

4. Интерактивные методы обучения позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, ее организации, общения, переживаний. Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей.

 5. Использование интерактивных технологий обучения позволяет сделать контроль за усвоением знаний и умением применять полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях более гибким и гуманным.

6. Результат для конкретного обучающегося: — опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;

развитие личностной рефлексии; — освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний; — развитие толерантности.

7. Результат для учебной микрогруппы: — развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; — формирование ценностно-ориентационного единства группы; — поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации; — принятие нравственных норм и правил совместной деятельности; — развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; — развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.

 8. Результат для системы «преподаватель — группа»: — нестандартное отношение к организации образовательного процесса; — многомерное освоение учебного материала; — формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и во внеучебных ситуациях.

В интерактивной форме могут проводиться как практические (семинарские) занятия, так и лекции. Среди них, например, могут быть выделены [1]:

Дискуссионные

  • Групповая дискуссия
  • Анализ ситуаций
  • Разбор инцидентов из практики (метод кейсов)
  • «мозговой штурм»
  • Презентация
  • Обсуждение

Игровые

  • Деловая игра
  • Организационно-деятельностная игра
  • Операционная игра
  • Сюжетно-ролевая игра (квест)

Тренинг- методы

  • Социально-психологический тренинг
  • Тренинг делового общения
  • Психологические игры

Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов.[2]

Проектный-метод

  • Навыки работы в команде
  • Навыки общения
  • Междисциплинарные навыки
  • Развитие индивидуальных навыков участников проекта
  • Работа с личным сознанием

Проектная технология – это система самостоятельной творческой деятельности студента. Она уникальна и специфична, поскольку позволяет эффективно использовать творческий потенциал и преподавателя, и студента, интегрировать их знания, опыт, генерируя при этом новые идеи и решения, способствует активизации самостоятельной и научной работы.

Проектная работа была проведена со студентами первого курса, в рамках дисциплины «Программирование на языке Си». Целью занятия была оценка полученных знаний по пройденным модулям. В рамках проектной работы студенты были поделены на группы. В каждой группе участник выполнял свою роль (разработка алгоритма; программирование; защита проекта). После завершения работы над проектом, каждый студент индивидуально должен был пройти тест команды соперника. Исходя из этого каждый студент в группе и в команде мог заработать баллы как за самостоятельную (индивидуальную) работу, так и за работу в команде. Ниже в таблице будет представлена шкала оценивания.

Проектная работаОценивается работа каждого участника в командеОт 1 до 20Баллы распределяются участниками внутри команды, в зависимости от роли и вклада
Индивидуальное тестированиеЗа прохождение теста10Баллы выдает программа при прохождении теста (квеста)
Итого30

В обсуждении доклада приняли активное участие преподаватели кафедры и сотрудники НИИ: Савзиханова С. Э., Эмирбеков Э.М., Магомедова Д.С., Мустафаев А.Г., Кобзаренко Д.Н., Муртузов М.М. и Омаров Ш. и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *