Разработка и адаптация маркетплейсов в систему АПК – перспективный тренд

12 марта 2022 на кафедре «Информационные технологии и информационная безопасность» совместно с НИИ Региональных проблем информатизации состоялся семинар на тему «Разработка и адаптация маркетплейсов в систему АПК – перспективный тренд», докладчиком выступил доцент кафедры «Информационные технологии и информационная безопасность», к.э.н., доцент Раджабов Карахан Якубович.

В настоящее время создаваемая в России аграрная экосистема носит сквозной характер и будет позволять из федерального центра доводить меры поддержки до конечного получателя. Формируемый при этом цифровой сервис будет предполагать и широкое использование маркетплейсов.

Под маркетплейсом будем понимать интернет-платформу, на которой продавцы и покупатели находят друг друга и взаимодействуют между собой. В системе АПК пришли к выводу, что цепочку цифровых сервисов нужно развивать, в том числе и с удобными механизмами реализации продукции в рамках цифровой трансформации отрасли в целом. Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект о цифровой системе поддержки в сфере АПК.

Формируемый при этом механизм направлен на предоставление мер господдержки АПК в электронном виде:

  • информирование юридических и физических лиц о возможных мерах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства;
  • формирование и рассмотрение заявок на предоставление мер государственной поддержки в электронной форме;
  • сбор отчетности, представляемой в рамках реализации мер господдержки;
  • формирование и ведение перечня мер государственной поддержки.

Действующая СГИО, целью которой является формирование государственных информационных ресурсов в сфере сельского хозяйства не показала требуемой эффективности.

Создание единой БД позволит реальным сельхозпроизводителям получать достоверную информацию о действующих мерах государственной поддержки и ускорит процесс подачи заявок на такие меры поддержки в электронном виде.

Инвесторам нравится, что маркетплейсы решают проблемы неэффективности во многих сферах деятельности АПК РФ, не отличающейся высокой производительностью труда.

Специализированная цифровая торговая платформа для с/х производителей проектируется по следующим причинам:

  • Нет прямого доступа к потребителю;
  • множество промежуточных звеньев;
  • Нет системы прогнозирования спроса на с/х продукцию;
  • Отсутствие высокопроизводительной техники;
  • Имеющиеся B2B торговые площадки, где продается с/х продукция, неудобны (направлены на крупные с/х предприятия, не учитывается качество, большие объемы поставок, мин. цены – игра на снижение, нет эффективных аналитических инструментов).

В современном обществе информационные ресурсы и технологии становятся важнейшими источниками роста и повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики. В связи с этим большинство стран связывает дальнейшую стратегию своего развития с переходом к цифровой экономике и электронной торговле, по РФ это выглядит так (импорт и экспорт с/х продукции в РФ), см. статистику ниже:

С помощью цифровой платформы можно получить агрегированные данные о торговых операциях, то есть понять, сколько овощей, фруктов, винограда, мяса, картофеля и др. с/х продукции продается (перерабатывается) в конкретном регионе, каковы объемы заказов на транспортировку и т.д.

Эта информация отражает реальную ситуацию в сельскохозяйственном секторе и очень важна для прогнозирования и выработки государственных программ поддержки как отдельных с/х производителей, так и отрасли в целом.

В процессе проектирования цифровой платформы планируется формирование интуитивно понятного интерфейса, доступность его для мобильных устройств, обеспечение высокого уровня самообслуживания, как в привычных интернет-магазинах.

Запланирован сервис в плане поиска и заказа продуктов, выбора вариантов оплаты или отслеживания доставки.

Для России предлагается подход, основанный на создании с разумными инвестициями цифрового торгового пространства для одной из наиболее продвинутых в цифровом плане региональных экономик, протестировать, доработать и потом оперативно реплицировать лучший опыт на другие регионы и объединить их в глобальную цифровую торговую сеть

Целью научного исследования является разработка интегрированной цифровой платформы для повышения эффективности работы механизма доведения до реальных с/х производителей субсидий на развитие АПК региона, ее апробация и внедрение в отрасли.

В обсуждении доклада приняли активное участие преподаватели кафедры и сотрудники НИИ региональных проблем информатики ДГУНХ: Савзиханова С. Э., Эмирбеков Э.М., Гасанова З.А., Кобзаренко Д.Н., Муртузов М.М. и др.